Метод определения индекса доходности (ИД) основывается на вычислении следующей формулы:
ИД = (ЧДД + Ди) / Ди, (1.2.8)
где Ди - дисконтированная стоимость накопленных инвестиционных затрат.
При ИД >1 - проект эффективен, при ИД < 1 - проект неэффективен, при ИД = 1 - эффективность нулевая.
Помимо вышеперечисленных показателей необходимо рассчитывать будущую величину прибыли, используя методику начисления сложных процентов:
Ft = Kt * (1 + r)t, (1.2.9)
где Ft - будущая ценность денег в период времени t;
Kt - размер инвестиций,
r - ставка процента [13, с. 26].
Для определения экономической эффективности профессионального обучения персонала в организации применяется метод контрольной группы или метод, который базируется на сопоставлении значений конкретных показателей трудовой деятельности работников за предшествующий и следующий после подготовки, переподготовки или повышение квалификации периоды.
В мире существует несколько моделей измерения эффективности инвестиций в персонал. Классическая методика определения результативности обучения разработана в 1975 г. Дональдом Кирпатриком. Ее цель - подсчитать, как изменились показатели работы предприятия благодаря проведенному обучению, продемонстрировать, принесли ли инвестиции в подготовку кадров необходимую отдачу. Теоретически можно подсчитать отдачу на инвестиции в обучение по следующей формуле:
, (1.2.10)
где ROІ (return on іnvestment) - отдача на инвестиции в обучение;
ΔД - прирост дохода, принесенный подразделением, который учился;
Зоб - затраты на обучение (прямые затраты на оплату тренера, аренду помещения, недополученная прибыль из-за отсутствия сотрудников на рабочем месте).
Рассчитанную величину отслеживают в динамике, что позволяет установить, как соотносятся затраты на подготовку кадров и доходы предприятия. Но точного ответа на вопрос, какую отдачу в денежных единицах принесли вложения в повышение квалификации персонала, таким способом не получить. Изменение экономических показателей работы фирмы не зависит прямо от результатов проведенного обучения. На доход влияет великое множество факторов: конъюнктура рынка, ценовая политика, рекламные акции, действия конкурентов, кадровые перестановки и т.п. Выделить, какая часть прибыли заработана «благодаря» проведенным тренингам, практически невозможно.
При инвестировании финансовых ресурсов в интеллектуальный потенциал у руководства и владельцев предприятия возникает ряд вопросов, связанных с эффективностью вложений. В связи с этим при расчетах необходимо использовать интегральный критерий, включающий показатели прогнозной оценки изменения рентабельности создаваемого ИА в результате развития ИП, прогнозной оценки изменения коммерческой значимости ИА, социально-психологической значимости развития ИП, прироста интеллектуальной активности персонала, окупаемости затрат на развитие ИП, а также рентабельности инвестиций в развитие ИП. Расчет интегрального критерия различается в зависимости от того, планируется ли использовать создаваемый ИА внутри компании или во внешней среде. Например, показатель прогнозной оценки изменения рентабельности создаваемого ИА в результате развития ИП рассчитывается следующим образом:
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5
|