экономический тендерный государственная закупка
Тема контрольной работы «Экономико-математическая модель оценки целесообразности проведения конкурсных торгов» по дисциплине «Экономико-математическое моделирование».
Цель работы - проанализировать преимущества и недостатки применения тендерных процедур в сфере государственных закупок и предложить экономико-математическую модель оценки целесообразности проведения конкурсных торгов при осуществлении государственных закупок.
Экономико-математическая модель оценки целесообразности проведения конкурсных торгов при осуществлении государственных закупок
Государственные закупки являются неотъемлемой и существенной частью современной экономики. Объем госзакупок в странах Европейского Союза составляет 13,5% совокупного ВВП стран-участниц, или около 1 трлн. евро ежегодно в денежном эквиваленте. В Украине в 2010 г. их объем составил 335 млрд. грн.
Для проведения государственных закупок в Украине, как и в других странах мира, широко используются конкурсные механизмы, то есть тендерные процедуры.
Целью их применения является экономия государственных средств за счет уменьшения закупочных цен в результате привлечения как можно более широкого круга поставщиков. Опосредованными преимуществами проведения конкурсных торгов являются обеспечение прозрачности этого процесса, развитие конкурентной среды в экономике, предотвращение коррупционных действий и злоупотреблений и т. д. Но их организация требует от заказчика торгов и предприятий-участников значительных расходов средств и времени. Очевидно, что при сравнительно небольших объемах государственных закупок расходы на проведение тендерных процедур могут нивелировать пользу от снижения закупочных цен. Законодательство в Украине и других странах предписывает необходимость их проведения лишь в тех случаях, когда объем закупок превышает определенный стоимостный уровень, установление которого требует должного обоснования. Вызывает интерес вопрос, при каких именно условиях в проведении тендерных процедур есть экономический смысл. Ответ на него требует разработки экономико-математической модели целесообразности организации конкурсных торгов, что и является целью данной работы.
Рассмотрим вкратце сферу применения конкурсных процедур в Украине и других странах.
Правила проведения государственных закупок в Украине регулируются соответствующим законом, ст. 2 которого устанавливает обязательное использование механизма конкурсных торгов при проведении "закупок товаров, работ и услуг, которые полностью или частично осуществляются за счет государственных средств, при условии, что стоимость предмета закупки товара (товаров), услуги (услуг) равна или превышает 100 тыс. грн., а работ -
300 тыс. грн.".
Целесообразно сравнить эти нормы с законодательными стандартами развитых стран мира.
В США выполнение государственных закупок регламентируется " Положением о федеральных закупках" (Federal Acquisition Regulation - FAR), устанавливающим целый ряд стоимостных границ, превышение которых постепенно усложняет процедуру закупки. Чаще всего применяется "порог микрозакупок" (micropurchase threshold) и "порог упрощенных закупок" (simplified acquisition threshold). Порог микрозакупок составляет 3 тыс. дол.; эта категория не требует от заказчика ни публикаций о закупке, ни обоснований выбора поставщика. Закупки от 3 тыс. до 100 тыс. дол. могут происходить по упрощенной процедуре; в этом случае организация конкурсных торгов не обязательна, но заказчик должен доказать, что цена закупки является разумной и справедливой. В ряде случаев (например, когда закупки повторяются на регулярной основе) порог упрощенных закупок может быть увеличен до 5 млн. дол., а в ситуациях, связанных с национальной безопасностью, военными операциями или ликвидацией последствий аварий и стихийных бедствий, - до 11 млн. дол.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6
|