В странах ЕС государственные закупки регулируются целым рядом межгосударственных соглашений и законодательных актов Европейской Комиссии. Одним из основополагающих принципов осуществления государственных закупок в ЕС, наряду с прозрачностью и недискриминацией участников, является так называемый принцип "de minimis", согласно которому использование сложных, затратных и достаточно бюрократичных процедур не уместно при решении тривиальных задач. В сфере государственных закупок этот принцип устанавливает стоимостные пороговые значения, в рамках которых для проведения закупок не нужны конкурсные процедуры (табл. 1).
Таким образом, значения "de minimis", которые устанавливаются украинским законодательством, на порядок ниже соответствующих европейских и американских норм. Это может свидетельствовать о чрезмерной бюрократизации процесса государственных закупок в Украине. Хотя ВВП в Украине значительно меньше, чем в США и странах ЕС, но это еще не означает, что уровень расходов на проведение тендерных процедур также пропорционально меньше. Учитывая огромный объем и общественное значение государственных закупок в Украине, необходимо экономическое обоснование целесообразности использования конкурсных процедур.
Таблица 1
Пороговые значения "de minimis" при осуществлении государственных закупок в странах ЕС
Категория закупок |
Порог (тыс. евро) |
Соответствующая директива ЕС |
Товары, услуги, проектирование при заказе центральными государственными учреждениями |
125 |
2004/18/ЕС, ст. 7(a), 67(1 )(а) |
Товары, услуги, проектирование при заказе другими государственными учреждениями. |
193 |
2004/18/ЕС, ст. 7(b), 67(1 )(Ь) |
Услуги, которые субсидируются государством более чем на 50% Коммунальные услуги. |
193 387 |
2004/18/ЕС, ст. 8(b) 2004/17/ЕС, ст. 16(a), 61 |
Строительство больниц, школ, стадионов и других гражданских сооружений. |
4845 |
2004/17/ЕС, ст. 16(b); 2004/18/ЕС, ст. 7(c), 8(a) |
Концессии на гражданское строительство и другие гражданские работы |
4845 |
2004/18/ЕС, ст. 56, 63(1) |
Применение любой процедуры экономически целесообразно, если ожидаемый выигрыш превышает издержки на ее реализацию. Рассмотрим сначала источники экономии средств от организации конкурсных торгов. Они возникают за счет привлечения к участию в процессе закупок широкого круга поставщиков.
Конкуренция между ними дает заказчику потенциальную возможность получить объект закупки по лучшей цене, но денежная оценка этого эффекта не очевидна.
Во-первых, необходимо выбрать базу для сравнения. Логично считать, что при отсутствии торгов подавляющее большинство закупок будет осуществляться по среднерыночным ценам.
Во-вторых, следует учесть стратегические интересы поставщиков, которые заключаются в максимизации собственной прибыли и могут привести к завышению ценовых предложений по сравнению с приемлемыми для них минимальными ценами.
Наконец, нужно определить значение ожидаемого ценового эффекта от участия в торгах нескольких поставщиков и выбора заказчиком наилучшего предложения.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7
|