Чтобы оценить робастность формул (13) и (14) к предположениям относительно формы распределения резервированных цен поставщиков, рассмотрим пример.
Изберем в качестве объекта закупки бензин марки А-95. На этом рынке в Украине присутствуют 44 поставщика. Эмпирическая плотность распределения цен на бензин А-95 показана на рис. 3, а его численные характеристики - в табл. 3.
Рис. 4. Эмпирическая плотность распределения цен на бензин марки А-95
Таблица 3
Численные характеристики распределения цен на бензин марки А-95
Характеристика |
Значение |
Минимум, ртіп Максимум, ртах |
10,90 |
|
11,65 |
Среднее значение, рm Размах, R Коэффициент осцилляции, VR Среднеквадратическое отклонение, σ |
11,37 |
|
0,75 |
|
0,066 |
|
0,226 |
Количество наблюдений, М |
44 |
Визуально гистограмма на рис. 4 не похожа ни на одно из известных аналитических распределений.
Поэтому для оценки ожидаемой цены закупки целесообразно использовать метод Монте-Карло.
Имитационные эксперименты были проведены следующим образом. При помощи генератора псевдослучайных величин выбираем 4 участников тендеров по схеме без повторений, а в качестве цены закупки - вторую наилучшую цену участников. По результатам большого количества имитационных экспериментов можно получить эмпирическое распределение цен закупки и рассчитать его статистические характеристики. 500 таких экспериментов по описанной схеме дадут следующие результаты:
ожидаемая цена закупки для 4 участников рt(4) равняется 11,3041; стандартное отклонение - 0,1742;
-процентный доверительный интервал для ожидаемой цены закупки - [10,9628; 11,6455];
ожидаемый ценовой выигрыш заказчика торгов ∆р(4) -
0,06859 грн./л;
критический объем закупок в абсолютных единицах по критериям (6) и (7) при F=
10000 грн. и v = 2000 грн. - соответственно, 145880 л и 262439 л;
критический объем закупок в стоимостных единицах при тех же предположениях составляет, соответственно, 1658 тыс. грн. и 2985 тыс. грн.
В то же время расчеты по формулам (13) и (14) дают следующие критические объемы закупок: 1516 тыс. грн. и 2729 тыс. грн., с относительной погрешностью для истинных значений около 8%.
Таким образом, формулы (13) и (14) можно использовать для приблизительной оценки критического объема закупок.
Выводы
На основе рассмотренной модели можно сделать следующие выводы.
. Экономический выигрыш от проведения торгов непосредственно связан со степенью варьирования цен на конкретном рынке. При незначительной дисперсии ценовых предложений отдельных поставщиков использование тендеров приносит существенный выигрыш заказчику лишь при очень больших объемах государственного заказа. Поэтому целесообразно устанавливать значения "de minimis" более дифференцированно, учитывая специфику конкретной отрасли экономики.
. Для создания на торгах конкурентной среды с ожидаемой ценой закупки на среднерыночном уровне необходимо участие в них как минимум 3 поставщиков. Основная доля выигрыша от снижения закупочных цен реализуется при участии в торгах 3-6 поставщиков. Расходовать средства на привлечение большего количества участников нецелесообразно.
Перейти на страницу: 2 3 4 5 6 7 8
|