Суть концепции JIT, означает, что все необходимо делать только в том количестве, с тем качеством и в то время, которое требуется непосредственно внутренним и внешним потребителям.
Практически все вышеперечисленные принципы управления качеством были воплощены в микрологистической системе корпоративного управления производством и снабжением КАНБАН (KANBAN), внедренной в корпорации Тоуоtа Моtоrs и позволившей сократить производственные запасы на 50 % , а товарные - на 8%.
Система КАНБАН начинает изготавливать конкретный образец продукции только тогда, когда на нее есть определенный заказчик (потребитель). Эта система базируется на следующих принципах:
· усиленный контроль качества;
· поставка продукции заказчику точно в срок;
· наладка оборудования, исключающая брак;
· сокращение числа поставщиков комплектующих;
· максимальное приближение смежников к головному (как правило, сборочному) заводу.
Основная концепция «японского феномена» - совершенные технологии, как в управлении, так и в производстве. На фирмах широко внедряются вычислительная и микропроцессорная техника, новейшие материалы, автоматизированные системы проектирования, гибкие производственные системы, роботизированные комплексы.
Много для выдвижения Японии в передовые державы по уровню качества продукции сделано ведущим американским ученым А. Фейгенбаумом, введшим в практику термин «комплексное управление качеством», подразумевая под ним использование группы методов повышения качества. С точки зрения японского подхода к комплексному управлению качеством важно следующее:
· непрерывное от проекта к проекту совершенствование качества;
· ответственность каждого рабочего за качество продукции;
· регулирование качества в ходе каждого производственного процесса в противовес выборочному контролю отдельных партий;
· использование простых, наглядных и понятных показателей оценки качества;
· применение автоматических средств измерения показателей качества продукции.
Вклад японцев в новую систему управления качеством не ограничивается только повышенной мотивацией работников предприятия к повышению качества труда. Существуют также и другие особенности японской системы качества, такие как
· управление качеством является национальной идеей.
Это отличие стало одним из важнейших факторов высокой эффективности японской системы управления качеством. Можно отметить два направления этого отличия.
Первое направление - высокий уровень государственного регулирования качества продукции и услуг. Государством выпущено более 30 законов, защищающих права потребителей, в том числе по безопасности труда, качеству, системе сертификации и т.д. Второе направление - широкая общественная поддержка идей японской системы управления качеством. В Японии действуют различные институты и общества, способствующие распространению и развитию принципов управления качеством. Например, японская ассоциация по стандартизации, японский союз научно- технических работников. Эти организации присуждают премии Деминга, проводят ежегодный месячник качества, организуют проведение многочисленных конференций по качеству, способствуют развитию кружков качества. Япония уверенно занимает первое место в мире по пропаганде качества.
Перейти на страницу: 1 2 3 4
|