Стандартизация стала непререкаемым законом для японских производителей продукции. Идеолог японской системы управления качеством Х.Кумэ определяет следующие три причины появления дефектов на производстве: не установлены стандарты, не соблюдаются стандарты, неподходящие стандарты. Для Японии характерно широкое применение внутрифирменной стандартизации (стандарты предприятия). Она распространяется на все элементы производственной и предпринимательской деятельности. Подчеркивается важность комплексной стандартизации, охватывающей все стадии производственного процесса.
· система управлением качества на фирмах пронизывает все сферы ее деятельности
· в управлении качеством участвует весь персонал фирмы под руководством ее руководителя
· руководство фирмы определяет политику в области качества и осуществляет контроль по ее реализации
· управление качеством ведется на всех стадиях жизненного цикла продукции - от проектирования до послепродажного обслуживания
· проводится внутренний аудит качества
· осуществляется непрерывное обучение персонала фирмы приемам и методам управления качеством, эффективному использованию полученных знаний
В 1994 году в Японии с отрывом от производства обучалось более 17 тысяч человек на курсах по проблемам качества, в том числе международным стандартам ИСО серии 9000.
В японских системах управления качеством впервые была использована четырехуровневая иерархия качества, в которой угадывается основной принцип будущей концепции ТQМ - ориентации на удовлетворение текущих и потенциальных запросов потребителей. Эта структура представлена на рисунке 2.
Рис. 2. Четырехуровневая структура концепции TQM [15]
Всеобщее управление качеством (TQM) - это концепция, предусматривающая всестороннее и скоординированное применение систем и методов управления качеством во всех сферах деятельности от исследований и разработок до послепродажного обслуживания при участии руководства и служащих всех уровней и при рациональном использовании технических возможностей.
Эффективность всеобщего управления качества зависит от трех ключевых условий:
· руководитель предприятия возглавляет работу по непрерывному совершенствованию качества;
· инвестиции вкладываются не в оборудование, а в людей;
· организационные структуры создаются специально под систему всеобщего управления качества.
Всеобщее управление качеством состоит из трех частей:
· коренная система - это методы и средства, которые применяются для анализа и исследования. Они основаны на общепризнанном математическом аппарате, статистических методах контроля и могут использоваться повсеместно;
· система технического обеспечения - это приемы и программы, позволяющие обучать персонал владению этими средствами и правильному их применению. Эта система отражает специфику страны и каждого предприятия связана с национальными традициями и культурой. Ее надо создавать самим;
· система непрерывного развития самих принципов и содержания TQM. В ней отражаются экономические порядки в стране, действующее законодательство. [3]
Перейти на страницу: 1 2 3 4
|