Отрицательным фактором падения балансовой прибыли в 2008 году является снижение прибыли от реализации продукции, работ и услуг за счет за счет повышения затрат на производство продукции и наличия значительных сумм коммерческих и управленческих расходов. В 2009 году объемы прибыли значительно возросли по сравнению с 2008 годом вследствие сокращения доли затрат на производство и реализацию продукции предприятия. Так, сумма валовой прибыли возросла в 8 раз, балансовой прибыли - в 30 раз по сравнению с 2008 годом. Если рассматривать показатели 2009 года по отношению к базисному 2007 году, то можно сделать следующие выводы.
За анализируемый период (2007-2009 годы) на предприятии наблюдается рост объема выручки от реализации продукции - его значение составило 142%, вызванный увеличением цен на производимую продукцию, а также ростом спроса на продукцию ЗАО "Муром". Вместе с тем происходит увеличение затрат на производство продукции на 127%, что связано в первую очередь с увеличением цен на сырье и материалы, а также тарифов на перевозки и электроэнергию. При этом следует отметить, что доля затрат в составе выручки от реализации понизилась. Это сказалось на изменении объема прибыли от реализации, которая с каждым годом увеличивается и составляет в 2009 году 313% по сравнению с базисным периодом. Как следствие, увеличивается балансовая прибыль и чистая прибыль предприятия. Снижение затрат на выполнение работ 2009 году повлияло на улучшение всех показателей. Несмотря на увеличение выручки от реализации в 1,4 раза, значение полученной предприятием балансовой и чистой прибыли составляют 457% по сравнению с базисным периодом. Также возрастает доля чистой прибыли в общей выручке предприятия. В 2007 году она составила 4,3%, а в 2009 году уже 13,7% от выручки предприятия.
На предприятии необходимо рассмотреть также и другие факторы, обеспечивающие рост прибыли от реализации продукции: сокращение сроков реализации продукции; улучшение хозяйственной, финансовой и договорной деятельности; укрепление производственной, трудовой и технологической дисциплины.
Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются не только суммой полученной прибыли, но и уровнем рентабельности. Рентабельность обусловлена экономической самостоятельностью предприятий и отражает их возможность за счет выручки от реализации продукции возмещать издержки производства и получать часть чистого дохода в форме прибыли, используемой для расширения производства, образования фондов потребления и накопления предприятия, формирования доходов бюджета.
Для оценки уровня эффективности работы предприятия получаемый результат (валовой доход, прибыль) сопоставляется с затратами или используемыми ресурсами. Система показателей рентабельности является основой оценки финансового состояния предприятия, а так как вопрос финансовой стабильности организаций становится целью выживания, то тема изучения рентабельности достаточно актуальна в наши дни.
Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и т.д. Они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании. Расчет показателей рентабельности представлен в таблице 2.
Таблица 2
Анализ показателей рентабельности за 2007-2009 г. г. (%)
Показатели |
2007 |
2008 |
2009 |
Изменение (+,-) | | | | |
2008/2007 |
2009/2008 |
1. Рентабельность производственной деятельности |
5,4 |
0,6 |
18,5 |
-4,8 |
17,9 |
2. Рентабельность продаж |
4,5 |
0,5 |
13,8 |
-4,0 |
13,3 |
3. Рентабельность собственного капитала |
10,5 |
1,5 |
31,5 |
-9,0 |
30 |
4. Рентабельность основного капитала |
13,6 |
1,9 |
52,2 |
-11,7 |
50,3 |
5. Рентабельность активов |
7,2 |
1,0 |
24,9 |
-6,2 |
23,9 |
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5
|