Стратегическое планирование является инструментом, с помощью которого формируется система целей функционирования предприятия и объединяются усилия всего коллектива по ее достижению.
Его важнейшая задача - обеспечить нововведения, необходимые для жизнедеятельности предприятия. Как процесс, стратегическое планирование включает четыре вида деятельности (функции стратегического планирования). К ним относятся: распределение ресурсов, адаптация к внешней среде, координация и регулирование хозяйственных процессов, организационные изменения.
Стратегическое управление - управление, предполагающее, что в центре внимания руководства организации находятся факторы внутренней и внешней среды организации, ее окружения (поставщики, клиенты, конкуренты, государственные структуры, партнеры и т.д.).
Стратегическое управление предусматривает планирование текущей деятельности организации для достижения желаемых результатов в будущем с учетом тенденции развития внешней среды (табл.2).
Таблица 2 - Параметры системы стратегического управления
Параметры системы |
Стратегическое управление |
Конечный результат |
- Достижение генеральной цели развития предприятия Потенциал предприятия, система стратегий Рациональная структура и гибкость предприятия Эффективность системы управления |
Факторы успеха |
Стратегия и гибкость: успех = изобретательность + предвиденье потребностей |
Тип управляющего |
Предприниматель - лидер |
Тип планирования |
Стратегическое планирование, сценарное, комплексное, целевое планирование |
Структура системы управления |
Динамичная (матричная) |
Власть в управлении |
Сосредоточена в общем руководстве, НИОКР, развитии производства, стратегическом планировании |
Стратегическое планирование включает в себя три основных этапа:
анализ внешней и внутренней среды;
формулировка миссии (смысла существования) и целей организации;
разработка стратегии (й).
Стратегическое планирование, как правило, охватывает период длительностью более одного года. При определении стратегии руководство должно ответить на следующие основные вопросы:
какой бизнес следует прекратить;
какой бизнес целесообразно продолжить;
в какой надлежит перейти;
с каким бизнесом должно объединиться.
Стратегическое планирование имеет свою технологию. Процесс стратегического планирования включает следующие этапы:
определение миссии предприятия (фирмы);
формулирование целей и задач функционирования предприятия;
анализ и оценку внешней среды;
анализ и оценку внутренней структуры предприятия;
разработку и анализ стратегических альтернатив;
выбор стратегий.
Стратегическое планирование является важнейшей функцией стратегического управления.
Процесс стратегического управления кроме стратегического планирования включает также реализацию стратегии, оценку и контроль реализации стратегии.
Исследование теоретической базы и основных подходов к определению понятия "услуга" позволяет сделать вывод, что единство в определениях услуги и ее свойств у современных авторов отсутствует. Исходя из проведенного анализа различных трактовок определения услуги, существует классификация-группировка подходов к определению данного понятия (рис.6).
Наличие однозначного исчерпывающего определения принципиально необходимо для создания теоретической конструкции, описывающей процесс взаимодействия производителя и покупателя на рынке услуг. Именно определение лежит в основании концептуальных теоретических исследований. Услуга представляет собой деятельность, организуемую предпринимателем, которая направлена на удовлетворение различных потребностей людей (физиологических, интеллектуальных, социальных и т.д.), и обладающая в отличие от материальных товаров особым комплексом свойств: неосязаемой (нематериальной) формой, неотделимостью от источника, непостоянством качества (гетерогенность), невозможностью хранения, ненасыщаемостью (абсолютной ценностью для потребителя) и способностью к материализации. Как следует из вышеизложенного, нами предлагается ввести в научный и практический оборот два новых свойства услуг:
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6
|