Рис.6. Научные подходы к определению понятия услуга
Ненасыщаемость (абсолютная ценность для потребителя).
Способность услуг к материализации.
С точки зрения маркетингово-ориентированной классификации потребительских услуг как объекта предпринимательской деятельности наиболее целесообразно строить на основе теории мотивации А. Маслоу. Предлагаем назвать данную классификацию нецеситериальной (от латинского слова necessitas - потребность, нужда человека), так как в ее основе лежит способность услуги удовлетворять определенную потребность человека (табл.3).
Таблица 3 - Классификация потребительских услуг с учетом степени выраженности их отличительных характеристик
Группы услуг |
Наиболее типичные виды услуг |
Степень выраженности отличительных характеристик услуг |
Физиологические услуги |
Коммунальные и бытовые услуги, медицина, общепит. |
Невысокая |
Услуги безопасности и защищённости |
Охрана имущества и личности, страхование, юридические услуги, правопорядок, государственное управление, оздоровление |
Средняя |
Социальные услуги |
Кино, искусство, литература, отдых и туризм. |
Выше средней |
Услуги признания (уважения) |
Имидж, мода, все остальные услуги, но более высокого уровня и качества, способные обеспечить статус потребителя (VIP-сервис), например ресторанные услуги. |
Высокая |
Услуги самовыражения |
Образование, услуги развития личности. |
Наивысшая |
Для целей эффективного решения задач разработки комплекса маркетинга, потребительские услуги с точки зрения взаимосвязи услуг и классических материальных товаров в процессе потребления и удовлетворения потребности следует подразделить на две группы: чистые услуги и услуги, связанные с потребляемым материальным товаром.
Аналитики мирового рынка отмечают возрастание роли услуг на нем. По некоторым данным, доля услуг в экономическом пространстве развитых стран достигает 70% и продолжает расти. Преимущественно услуги развиваются в сфере торговли, финансовых рынков (банковский сектор и торговля ценными бумагами) и страховании. Более того, рост производства также прямо и косвенно обуславливает рост рынка услуг: логистических, транспортных, коммуникационных и т.п.
В развитых странах осознают важность сферы услуг для развития экономики страны в целом и ее роль в создании валового национального продукта. Такие факторы, как:
) Высокая ликвидность услуг, обусловленная их потреблением непосредственно в момент производства;
2) Малая материалоемкость, оказывающая влияние на благоприятное с экономической точки зрения формирование объема добавленной стоимости;
) Короткий жизненный цикл от производства до потребления - делают рынок услуг очень привлекательным.
Развитие сферы услуг коснулось и России, причем рост этой сферы продолжается по целому ряду причин. Так, начала нужно назвать формальный рост рынка, связанный с тем, что часть услуг, оказываемых бесплатно при социалистических формах хозяйствования, была переведена в разряд платных.
Потом отметим тот факт, что развитие рыночных форм хозяйствования потребовало сопровождения предпринимательской деятельности, и поэтому стал формироваться рынок бухгалтерских, юридических, консультационных и пр. услуг.
И, наконец, сказать о том, что сокращение рабочих мест на производстве в переходный период экономики побудило определенный процент населения к самостоятельной предпринимательской деятельности, а многие формы бизнеса в сфере услуг некапиталлоемки, и потому доступны.
Стратегическое управление - такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности в результате позволяет организации выживать и достигать своей цели в долгосрочной перспективе (рисунок 7).
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7
|