установление границ и временных интервалов анализа;
определение основных критериев;
выявление и оценка динамики основных показателей;
фиксация факторов и учет их влияния на динамику основных показателей;
оценка общего состояния деятельности предприятия и исследование причин его изменения за анализируемый период
Так же широко распространены методы диагностики внутренней и внешней среды организации.
Диагностика и анализ внешней среды организации представляет собой оценку состояния и перспектив развития важнейших, с точки зрения организации, субъектов и факторов окружающей среды: отрасли, рынков, поставщиков и совокупности глобальных факторов внешней среды, на которые организация не может оказывать непосредственное влияние.
Проведя анализ внешней среды и получив данные о факторах, которые представляют опасность или открывают новые возможности, руководство должно оценить: обладает ли фирма внутренними силами, чтобы воспользоваться возможностями, и какие внутренние слабости могут осложнить будущие проблемы, связанные с внешними опасностями.
Метод, который используют для диагностики внутренних проблем, называется управленческим обследованием. Управленческое обследование представляет собой методичную оценку функциональных зон организации, предназначенную для выявления ее стратегически сильных и слабых сторон. В управленческое обследование включаются пять функций - маркетинг, финансы, (операции) производство, человеческие ресурсы, а также культура и образ корпораций.
Существует большое количество методов анализа и диагностики внутренней и внешней среды организации, рассмотрим некоторые из них:
Рис. 1.1.2 - Методы диагностики внутренней и внешней среды организации
. SWOT-анализ (анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз организации)анализ - это определение сильных и слабых сторон вашего предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды).
Сильные стороны (Strengths) -
преимущества вашей организации;
Слабости (Weaknesses) -
недостатки вашей организации;
Возможности (Opportunities) -
факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества Вашей организации на рынке;
Угрозы (Threats) -
факторы, которые могут потенциально ухудшить положение вашей организации на рынке.
Применение SWOT-анализа позволяет систематизировать всю имеющуюся информацию и, получая определенную картину "поля боя", можно принимать взвешенные решения, касающиеся развития бизнеса.
Анализ внутренних сильных и слабых сторон включает в себя оценку плюсов и минусов самой организации. В частности, в коммерческой организации анализируются и оцениваются: маркетинг, финансы, человеческие ресурсы, культура организации, производство. В государственной организации оцениваются многие аналогичные аспекты ее деятельности: маркетинг (степень нацеленности на удовлетворение потребностей граждан), финансы, интеллектуальный потенциал, культура организации.
SWOT-анализ - это промежуточное звено между формулированием миссии вашего предприятия и определением его целей и задач. Все происходит в такой последовательности (см. рисунок 1):
. Вы определили основное направление развитие своего предприятия (его миссию)
. Затем вы взвешиваете свои силы и оцениваете рыночную ситуацию, чтобы понять, сможете ли вы двигаться в указанном направлении и каким образом это лучше сделать (SWOT-анализ);
. После этого вы ставите перед своим предприятием цели, учитывая его реальные возмож Как провести SWOT-анализ
В целом, проведение SWOT-анализа сводится к заполнению матрицы. В соответствующие ячейки матрицы необходимо занести сильные и слабые стороны предприятия, а также рыночные возможности и угрозы.
Сильные стороны
предприятия - то, в чем оно преуспело или какая-то особенность, предоставляющая вам дополнительные возможности. Сила может заключаться в имеющемся опыте, доступе к уникальным ресурсам, наличии передовой технологии и современного оборудования, высокой квалификации персонала, высоком качестве выпускаемой вами продукции, известности вашей торговой марки и т.п.
|