Актуальность темы исследования.
Реформы в российской экономике неизменно связаны
с изменением стереотипов управления, методов и подходов в планировании и осуществлении
преобразований. В значительной степени успех или неуспех любого дела зависит от
организации управления. Владение управленческими технологиями обеспечивает
необходимый профессиональный уровень руководителя при управлении предприятием.
К числу управленческих технологий относится, прежде всего, умение правильно
определить стратегические и тактические цели. Кроме того, успешный руководитель
должен уметь прогнозировать развитие важных для предприятия ситуаций с тем,
чтобы вовремя принять необходимое управленческое решение. Сегодня
профессиональное управление невозможно без знакомства с основными технологиями,
с помощью которых осуществляется разработка, принятие и реализация
управленческих решений.
Высокоразвитое состояние мира сегодня объясняется
успешным управлением. Управление осуществляется на каждой стадии деятельности
современных организаций. Менеджмент как современная система управления
предприятием, действующим в условиях рыночной экономики, предполагает создание
условий, необходимых для его эффективного функционирования и развития. Речь
идёт о такой организации управления, которая порождена объективной
необходимостью и закономерностями рыночных отношений хозяйствования.
Особенность современного менеджмента состоит в его направленности на обеспечение
рациональной организации управления предприятием.
В условиях рыночных отношений обеспечить
предприятию эффективное функционирование и конкурентные преимущества может
только эффективная система управления его производственной деятельностью.
Сегодня предприятие само должно определять и прогнозировать параметры внешней
среды, ассортимент продукции и услуг, цены, поставщиков, рынки сбыта и многое
другое, уметь быстро, а главное правильно реагировать на любые изменения во
внешней и внутренней среде, и в соответствии с ними корректировать свою
деятельность. А это означает, что руководство предприятия всегда должно искать
новые оригинальные ходы в управлении.
Ранее зарождения отечественного бизнеса, одной из
самых злободневных проблем, было непонимание принципов его ведения. Первым -
принципом наших менеджеров (тогда это слово не было распространено) был -
"надо крутиться". После "раскрутки", предприниматели
вставали перед вопросом "куда идти" или погрязали в рутинном учете "гвоздей",
а затем вытеснялись более сильными конкурентами или исчезали вместе с
формированием рынка, тенденции которого не учитывались. Четкая, продуманная и
эффективная стратегия - редкость на большей части наших предприятий и в
настоящее время.
Актуальность этого вопроса не только не уменьшилась
с появлением новых технологий, но и повысилась. Повсеместная мода на внедрение
КИС и комплексной автоматизации лишь оголила и усугубила проблемы управления и
необходимости системного стратегического подхода к их решению. Приходилось на
своем опыте убеждаться, как проблемные предприятия пытались решить все
сложности, вытекавшие из неэффективного управления, с помощью фирм -
автоматизаторов и программистов. В результате огромных материальных и
человеко-временных затрат на автоматизацию неструктурированного беспорядка,
получали автоматизированный беспорядок, что еще хуже.
В отношении группы компаний, задействованных в
области производства продуктов питания, следует отметить их
узкоспециализированную направленность. Одним из отрицательных моментов в деятельности
аналогичных компаний данной группы, является высокая конкуренция в сфере
производства продуктов питания. Основным направлением услуги в данном случае
является обеспечение питанием сотрудников завода, а также реализация блюд и
изделий кулинарного и кондитерского производства для открытой сети.
Недостаточное внимание уделяется другим составляющим (стратегии, реинжинирингу
бизнес-процессов). Основное назначение стратегии - создание комплекса
конкурентных преимуществ, для достижения бизнес - успеха в долгосрочной
перспективе. Таким образом, выбранная тема дипломного проекта является
достаточно актуальной для выбранного объекта исследования.
Степень разработанности проблемы. Важный вклад в
общие вопросы теории управления, исследование проблем формирования,
функционирования и развития организаций внесли отечественные и зарубежные
ученые В.Н. Бурков, С.А. Валуев, Л.И. Евенко, А.Н. Олейник, В.С. Рапопорт, Ф.М.
Русинов, А.М. Смолкин, Н.Г. Чумаченко, И.Х. Ансофф, М. Гертман, П. Друкер, С.Е.
Каменицер, М.М. Крейсберг, Г. Минтцберг, М.Х. Мэскон, Дж. Обэр-Крие, А. Чандлер
и др.
Вопросам стратегического планирования и
управления посвящены труды Р.С. Каплана, Д.П. Нортона, Д. Клилланда, У. Кинга,
Д. Сакса, М. Портера, О.С. Виханского, А.П. Градова, А.Н. Петрова, Н.Н.
Тренева, Р.А. Фатхутдинова, В.Д. Шапиро и др.
Цель и задачи исследования. Цель исследования
состоит в обосновании выбора стратегического развития ООО "Комбината
Питания" на основе исследований теоретических концепций в области
стратегического менеджмента и анализа внутренней и внешней среды организации.
В соответствии с выбранной целью, в дипломном
проекте поставлены и решаются следующие задачи:
Исследовать концептуальные основы формирования
стратегии развития современных организаций;
Провести стратегический анализ предприятия
пищевой промышленности ООО "Комбинат питания";
стратегия развитие менеджмент стратегический
Рассмотреть стратегические альтернативы и
обосновать выбор стратегии развития ООО "Комбинат питания".
Объект и предмет исследования. Объектом исследования
выступает предприятие пищевой промышленности - ООО "Комбинат
питания". Предметом исследования является совокупность организационно -
экономических элементов многоуровневой системы стратегического управления
предприятиями сферы услуг.
Информационно-эмпирическая база исследования.
Информационно-эмпирическую базу исследования составили официальные данные
статистических сборников Госкомстата РФ, представленные в сети Интернет,
фактические данные, характеризующее развитие ростовского рынка предприятий
пищевой промышленности, исследования, посвященные проблеме стратегического
планирования и управления российских и зарубежных исследователей, методические
и нормативные издания, экспертные оценки и монографические исследования ученых.
Практическая значимость работы. В практическом
плане результаты проведенного исследования могут быть использованы руководством
ООО "Комбинат питания" для разработки и практической реализации
стратегии расширения бизнеса на региональном уровне, а так же могут быть
использованы руководителями других компаний, работающих на региональном рынке в
сфере пищевой промышленности, поскольку в работе учтены особенности его
функционирования.
Структура выпускной работы. Дипломный проект
состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников,
приложений. Содержит таблицы, рисунки, приложения.
Теоретические основы формирования стратегии
развития современных организаций
|