Разумеется, точно неизвестно, будут ли аварии. сколько и какой ущерб они причинят, будет машина угнана или нет, но, при этом, согласно статистике транспортных происшествий, а также исходя из данных ГИБДД по угону автомобилей марки «BMW» известно было, что одна из десяти машин раз в году попадает в аварию и средний ущерб составляет $ 1 000 (цифры условные). Если предположить, что среднегодовой объем продаж автомобилей составляет 240 автомашин, то за год вероятны 24 аварии, которые в своей совокупности нанесут ущерб в $24000.
Описание и история легковых машин ВАЗ-2101 копейка Исходя из этих данных. принимается решение о целесообразности страхования транспортных средств и размере страховой суммы.
В данной ситуации использовался вероятностный подход, который предполагает прогнозирование возможных исходов и присвоение им вероятностей. использовались:
а) известные, типовые ситуации ( наподобие вероятности появления герба при
бросании монеты равна 0.5);
б) предыдущими распределениями вероятностей (например ,из выборочных
исследований или статистики предшествующих периодов известна вероятность появления бракованной детали);
в) субъективными оценками, сделанными аналитиком самостоятельно или с привлечением экспертной группы.
Последовательность действий в этом случае такова:
• прогнозируются возможные исходы Ak, k = 1 ,2, ., n;
• каждому исходу присваивается соответствующая вероятность pk, причем Ерк=1
• выбирается критерий (например максимизация математического
ожидания прибыли );
• выбирается вариант, удовлетворяющий выбранному критерию.
Величина планируемого дохода в каждом рассматриваемом случае (страхования или не страхования) не определенна и приведена в виде распределения вероятностей:
Таблица 1 - Величина планируемого дохода в виде распределения вероятностей
СО СТРАХОВАНИЕМ |
БЕЗ СТРАХОВАНИЯ |
Прибыль (в у.е.) |
Вероятность |
Прибыль |
Вероятность |
130000 |
0,1 |
90000 |
0,1 |
135000 |
0,2 |
100000 |
0,2 |
140000 |
0,4 |
110000 |
0,35 |
145000 |
0,2 |
120000 |
0,25 |
150000 |
0,1 |
130000 |
0,1 |
В таком случае, математическое ожидание дохода для рассматриваемых проектов будет соответственно равно
У(Да)=0.1 * 130000 + 0.2 * 140000+ + 0.1*170000 = 140000
У(Дб) 0.1 * 90000 + 0.2 * 100000+ + 0.1*130000 = 110500
Таким образом проект A более предпочтителен . Следует , правда отметить , что этот проект является и относительно более рискованным.
Пример, основанный на методе построения дерева решений
В более сложных ситуациях в анализе ситуаций используется так называемый метод построения дерева решений. Рассмотрим логику этого метода на следующем примере:
Управляющему автосервису «Вектор» необходимо принять решение о целесообразности приобретения для проведения работ «сход-развал» станка М1 или станка М2. Станок М2 является более экономичным, что обеспечивает более высокий доход на единицу обслуживаемой техники, вместе с тем он более дорогой и, при этом, требует относительно больших накладных расходов:
Таблица 2 - Постоянные и операционные расходы на единицу обслуживаемой техники
|
Постоянные расходы (в у.е.) |
Операционный расход на единицу обслуживаемой техники (в у.е.) |
Станок М1 |
15000 |
20 |
Станок М2 |
21000 |
24 |
Перейти на страницу: 3 4 5 6 7 8 9
|