Для предприятий, которые действуют или намереваются действовать в динамичных отраслях с меняющейся рыночной средой, приоритетными являются три вида стратегий.
. Защитные, в основе которых лежит принцип пассивного реагирования на изменения в отрасли: при необходимости; защита позиций. В рамках этих СА возможны следующие действия: выведение на рынок своих улучшенных товаров (моделей) в ответ на новые предложения конкурентов; реагирование на неожиданные изменения спроса (например, путем разработки нового дизайна товара или упаковки либо за счет перенесения акцента в рекламе товара на другие его потребительские свойства); адаптация к изменениям в законодательстве и др.
. Защитные, в основе которых лежит прогнозирование изменений в отрасли: прогнозирование возможных изменений и адаптация (дополнение) к ним ресурсов и конкурентных возможностей предприятия, разработка соответствующих прогнозированным изменениям моделей товаров и систем их распространения, расширение ассортимента товаров. В рамках этих стратегий (чтобы обеспечить возможность контролировать ситуацию благодаря прогнозированию) можно предложить следующие действия: анализ перспектив глобализации рынка; изучение нужд и интересов потребителей, ожиданий покупателей; отслеживание технологических разработок для прогнозирования их развития.
. Наступательные стратегии для захвата лидерства в отрасли (в основе которых лежит стратегический принцип управления изменениями рынка) требуют инициирования предприятием таких конкурентных действий, на которые вынуждены реагировать другие предприятия отрасли: захват инициативы в наступательных действиях (первыми выводить на рынок новые товары или услуги, сохранять технологическое лидерство); инициирование изменений в отрасли и управление их темпами (первыми выводить на рынок модели продукции нового поколения, предлагать товары и услуги, которые формируют благосклонность и ожидания со стороны потребителя); диктование конкурентам "правил игры"; перевод конкурентов в статус "догони меня".
В таких отраслях предприятие должно постоянно пересматривать свою стратегию и основы конкретного преимущества, которые в нее заложены. В этом контексте оптимального результата можно достичь благодаря следующим стратегическим действиям: активному инвестированию в НИОКР для удержания лидерства в технологиях и ноу-хау; совершенствованию способности организации к быстрому реагированию на действия конкурентов и неожиданные изменения на рынке; стратегическому партнерству с поставщиками и производителями сопутствующих товаров; осуществлению новых инициатив каждые несколько месяцев, а не в ответ на активные действия конкурентов; поддержке привлекательного имиджа товаров и услуг предприятия для дифференциации на фоне аналогичных товаров и услуг. Для обеспечения успеха перечисленные стратегии требуют от предприятий, действующих на высокодинамичных рынках, не только передовых технологичных ноу-хау и опережения конкурентов благодаря внедрению своих новых товаров на рынке, но и организационной гибкости, которая должна обеспечить быструю реакцию предприятия на изменения рынка. Ярким примером соблюдения и реализации такой наступательной стратегии является компания "Apple Inc.", которой до недавнего времени руководил С. Джобе (ее самые известные продукты - mр3-проигрыватель iPod, смартфон iPhone, планшетный компьютер IPad).
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7
|