) стандартизации - создания стандартных подразделений предприятия, что целесообразно в ресторанном бизнесе (например, "Пузата хата", "МакДональдз" и др.) и розничной торговле (например, "Сільпо", "Метро", "Эльдорадо" и др.) с их многочисленными торговыми точками;
) минимальных расходов - снижения накладных расходов, повышения производительности труда при низкой заработной плате, гибкой политики приобретения капитальных активов и формирования корпоративной культуры максимально эффективного функционирования и т. д.;
) товарной специализации - концентрации на одном виде товара или услуги (например, в авторемонтном бизнесе - на ремонте двигателей, кузовов, трансмиссий, быстрой замене масла);
) специализации по потребителям - концентрации на обслуживании той или иной группы потребителей (например, выделенных по их финансовым возможностям, требованиям к специфическим потребительским свойствам товара или специальному обслуживанию);
) географической специализации - концентрации усилий на обслуживании небольшого региона. Эта стратегия характерна и достаточно эффективна для супермаркетов, банков, спортивных и строительных магазинов, обслуживающих определенный (выбранный ими) географический район и достигающих при этом неплохих результатов за счет повышения эффективности, снижения расходов, ускорения доставки товаров заказчикам, эффективности рекламы, лучшей информированности потребителей о фирме и т. д.
В зависимости от того, каким предприятие является с точки зрения его конкурентной позиции на рынке, использовав рекомендации матрицы МакКинси, можно утверждать, что широкоспециализированным или диверсифицированным предприятиям, которые заинтересованы в быстром росте объемов продаж и прибыли, целесообразно придерживаться трехуровневой комплексной стратегии в рамках диверсифицированного хозяйственного портфеля, смысл которой состоит в одновременной реализации стратегических инициатив кратко-, средне- и долгосрочного характера. Следует отметить, что для отечественных предприятий это достаточно сложно, ведь они преимущество отдают в основном первому уровню стратегических инициатив, связанных с обеспечением текущей прибыльности, тогда как мероприятия стратегических инициатив 2-го и 3-го уровней осуществляются лишь эпизодически, частично и нерегулярно.
Но такой комплексный трехуровневый подход не только позволяет решать текущие проблемы предприятия, но и защищает его от неожиданной опасности и появления в отрасли новых конкурентов - путем формирования оптимального, с точки зрения стратегической деятельности, хозяйственного портфеля.
Стратегии предприятий, которые занимают лидирующие конкурентные позиции на рынке отрасли,
стоит направлять на защиту и укрепление конкурентной позиции либо на завоевание доминирующей позиции. Поэтому можно использовать следующие стратегии:
) наступательные, которые нужно применять для:
а) опережения конкурентов. Осуществляются путем постоянного совершенствования и обновления бизнеса, удержания технологического и инновационного лидерства в отрасли по качеству и потребительским свойствам товара, а также уровню обслуживания потребителей, постоянного снижения расходов, максимального упрощения процедуры перехода потребителей от товаров конкурентов к товарам лидера;
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7
|