В зависимости от того, каким является предприятие (по размеру, ресурсам и т. д.) и намеревается ли оно реализовывать стратегию преследования лидера, для него целесообразно использовать стратегии:
) крупных предприятий - претендентов на лидерство, которые имеют возможность экономить за счет эффекта масштаба;
) небольших предприятий, которые претендуют на лидерство, то есть активно борются за уровень продаж и долю рынка, обеспечивая при этом объем производства для реализации эффекта масштаба, либо постепенно или быстро уходят с рынка;
) предприятий, владеющих меньшей долей рынка, чем лидеры отрасли, однако стремящихся завоевать достаточную долю рынка и нарастить объемы производства, и др.
Предлагаем более детальную их классификацию, поскольку эти стратегии весьма актуальны для большинства отечественных предприятий.
Итак, малые и средние предприятия, которые занимают второстепенные позиции на рынке и действуют в отраслях, где эффекты масштаба или накопленного опыта не очень проявляются (а из-за этого экономия крупных предприятий не слишком значительна для достижения успеха), могут придерживаться следующих альтернативных стратегий:
) наступления - направлены на стремительное увеличение доли рынка, то есть ее захват;
) интеграции - направлены на поглощение конкурентов или слияние с ними с целью расширения конкурентных преимуществ созданного предприятия;
) захвата свободной рыночной ниши;
) специализации - направлены на приобретение уникальных знаний и опыта в производстве одного конкурентного продукта либо товарной группы, эксплуатацию определенной технологии, уникального технологического опыта, обслуживание одного сегмента потребителей со специфическими нуждами;
) наивысшего качества - сфокусированные стратегии достижения конкурентного преимущества за счет дифференциации товара, когда акцент делается на уникальных качествах или потребительских свойствах товара предприятия;
) отличного имиджа - основываются на использовании для привлечения и удержания покупателей имиджа, создаваемого за счет высокого качества или низкой цены продукции;
) добровольного ухода - предусматривают отказ предприятия от любых агрессивных действий или попыток переманить на свою сторону потребителей конкурентов.
Основными стратегиями для неконкурентоспособных предприятий и находящихся в кризисном состоянии в условиях трансформационной экономики
являются следующие:
) наступательные, рекомендуемые предприятиям с достаточными финансовыми возможностями и предусматривающие радикальное снижение расходов или оригинальную дифференциацию их товаров;
) активной обороны, с использованием некоторых элементов предыдущей стратегии;
) быстрого ухода с рынка путем либо продажи бизнеса, либо прекращения операций в случае, если желающих купить предприятие нет;
) "последнего тайма", что предусматривает максимизацию прибыли от бизнеса в краткосрочной перспективе при условии реинвестирования средств на минимальном уровне при подготовке выхода из этого бизнеса.
Обеспечить выведение предприятия из кризисного состояния в контексте указанных стратегий можно путем:
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7
|