Для предприятий, которые действуют в зрелых отраслях
(где наблюдается замедление роста; например, в большинстве отраслей, производящих товары широкого потребления, его темпы не превышают 5% в год), для укрепления их конкурентных позиций целесообразны следующие стратегии:
) сокращения ассортимента и количества товарных групп, а также моделей товаров;
) оптимизации и повышения эффективности цепочки стоимости предприятия;
) снижения расходов на единицу продукции;
) наращивания объемов продаж за счет предложения сопутствующих товаров, дополнительных услуг, новых вариантов использования товаров;
) приобретения предприятий-конкурентов (горизонтальная интеграция);
) выхода на международный рынок (интернационализации);
) совершенствования или создания новых, более гибких конкурентных возможностей.
Примером такой успешно выбранной и реализованной стратегии является стратегия металлургического холдинга "Метинвест". По итогам I полугодия 2011 г., это самая рентабельная компания в СНГ и Европе. Так, показатель ее рентабельности достиг 28,6% (в I квартале 2010 г. -
29,3%). Одновременно рентабельность ее непосредственного конкурента - Новолипецкого комбината - не превысила 27%, а у крупнейшей сталеплавильной компании в мире "ArcelorMittal" составила 12,7%.
Для предприятий, которые действуют в отраслях, находящихся в стадии стагнации или спада
(где темпы роста ниже, нежели в среднем по экономике, либо вообще отрицательные; например, производство традиционных телевизоров на базе электронно-лучевой трубки), в соответствии с рекомендациями матрицы "Бостонской консалтинговой группы" (BCG), целесообразными являются следующие стратегии:
) для слабых предприятий с неопределенными долгосрочными перспективами - сокращения бизнеса, чтобы получить максимально возможные средства, распродажи активов и подготовки к ликвидации предприятия;
) для сильных предприятий - фокусирования внимания на тех сегментах приходящей в упадок отрасли, которые могут расти (с целью получения конкурентных преимуществ); дифференциации товара за счет улучшения его качества и предложения новых моделей; достижения лидерства в отрасли благодаря применению новаторских методов снижения расходов (аутсорсинг вторичных видов деятельности и функций, консолидация незагруженных мощностей, увеличение каналов распространения продукции, отказ от производства непопулярных товаров, перестройка внутренних бизнес-процессов на основе внедрения электронных технологий, закрытие высокорасходных торговых точек с небольшими объемами продаж и т. д.).
Для предприятий, действующих в сегментированных (фрагментарных) отраслях (где есть сотни малых и средних предприятий, однако ни одно из них не владеет значительной долей рынка; к ним принадлежат, например, ресторанный бизнес и заведения быстрого питания, операции с недвижимостью, производство мебели, авторемонтные работы, книгоиздание, универсамы, супермаркеты, банковские услуги, строительные материалы, ремонтные работы и строительство, здравоохранение (стоматология), внешний аудит и бухгалтерские услуги, производство и продажа одежды, отельный и автозаправочный бизнес (станции), грузовые и пассажирские перевозки (маршрутные такси), печатно-издательские услуги, разработка программного обеспечения и др.), подходят следующие стратегии:
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7
|